Собор Святого Петра (St_Peter’s) - фото
Собор Святого Петра. Millie Greaves

Собор Святого Петра – шедевр эпохи Возрождения

Собор Святого Петра в Ватикане – одна из самых священных католических святынь в мире, которую ежемесячно посещают тысячи паломников и туристов. Построенный на могиле Святого Петра, этот уникальный собор является великолепной достопримечательностью для посетителей Рима.

История создания Собора Святого Петра в Риме почти так же удивительна, как и само здание. После того, как первая базилика была разрушена, потребовалось более 100 лет, чтобы восстановить ее, и некоторые из самых известных архитекторов того времени внесли свой вклад в ее дизайн. Если вы планируете посетить Рим, то вы не можете пропустить Собор Святого Петра.

Папская Базилика Святого Петра в Ватикане (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) или Собор Святого Петра – это папский анклав внутри Рима. Церковь была спроектирована такими известными архитекторами, как Донато Браманте, Микеланджело Буонаротти, Карло Мадерно, Рафаэль и Джан Лоренцо Бернини.

Собор Святого Петра-самая большая церковь в мире

Большинство пап были похоронены в Соборе Святого Петра начиная с раннего христианского периода.

На этом месте находилась церковь еще со времен римского императора Константина Великого.

Ежедневно базилику посещают около 30.000 человек

Содержание статьи:


История собора Святого Петра

События Распятия Иисуса записаны в библейской Книге Деяний апостолов одним из двенадцати его учеников. Святой Петр (при рождении Симон) был рыбаком из Галилеи.

Он занял лидирующее положение среди последователей Иисуса и был одним из основателей христианской церкви.

Имя Петр было дано Симону Иисусом, что означает “камень” или “скала” по-гречески.

На месте нынешней базилики когда-то был стадион для гонок на колесницах ( еще со времен императоров Калигулы, Клавдия и Нерона – 1 век нашей эры). Более того, Нерон был тем императором, который начал великое гонение на христиан в Риме. Во время его правления насильно были заключены в тюрьму многие христиане и преданы смерти на этом месте, в его “цирке”.

Среди первых христиан, окруженных его солдатами, был и Святой Петр.

Многие христиане того времени были брошены на съедение диким животным, что считалось частью развлечения на стадионе.

Петр же,по собственной просьбе, был распят головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть так же, как Иисус.

Распятие Святого Петра (Копия рисунка Геррита ван Хонтхорста 1616 года) - изображение
Копия рисунка Геррита ван Хонтхорста 1616 года.

Распятие произошло возле древнеегипетского обелиска (одного из тринадцати обелисков Рима) в цирке Нерона, расположенном сейчас на площади Святого Петра.


Строительство собора Святого Петра

Строительство нынешней базилики, которая заменила старую Базилику Святого Петра, существовавшую с 4-го века нашей эры, началось 18 апреля 1506 года и продолжалось до 18 ноября 1626 года.

Почти все крупные архитекторы Италии в разные периоды приняли участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра.

По результатам многочисленных споров, в 1506 году был утверждён проект талантливого архитектора  Донато Браманте.

Идея возведения собора св. Петра появилась следующим образом: еще юному, но уже известному скульптору Микеланджело было поручено возведение мавзолея для папы Юлия II.

Согласно проекту Микеланджело, мавзолей следовало установить в абсиде собора св.Петра.

Архитектору Браманте было предложено дать свое заключение относительно пригодности места, выбранного для установки памятника.

Браманте пришел к выводу о необходимости коренной перестройки всего собора и одновременно представил папе эскизные наброски нового сооружения.

Грандиозность замысла художника настолько увлекла Юлия II, что он, отказавшись от проекта Микеланджело, предложив архитектору Браманте осуществить свою идею.

Микеланджело, полный ненависти к Браманте и Юлию II, бежал из Рима в день закладки собора.

Этот факт, послужил в дальнейшем причиной вражды между художниками; на самом же деле она имела более глубокие корни: дело в том, что оба гения эпохи олицетворяли собой совершенно противоположные направления в искусстве.

Творчество Браманте представляло собой высший этап в развитии стиля Ренессанса и протекало в русле традиций архитектурной школы этого стиля, между тем как Микеланджело может считаться основоположником зарождавшегося барокко и был, по выражению его современников, «инициатором новых, чересчур произвольных новшеств».

Создавая проект собора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равного во всей мировой архитектуре, памятник, превосходящий постройки Ассирии, Египта и Древнего Рима.

За основу проекта Браманте взял греческий равноконечный крест с закругленными концами ветвей и получил композицию с двумя равнозначными осями, обусловливавшую центрально-купольное решение проектной задачи.

Браманте не довел сооружение до конца: ко дню его смерти были возведены лишь четыре средних пилона с опиравшимися на них сводами и часть южной стороны собора.

После него постройка собора много раз переходила из одних рук в другие, и проект много раз переделывался.

Схема собора Святого Петра (чёрно-белое изображение). На схеме вид собора сверху и купол в разрезе.
Схема собора Святого Петра.

Вклад Бальдассаре Перуцци

После смерти Браманте, главным архитектором стал Рафаэль, который в свою очередь стал коренным образом менять план базилики.

Основной идеей Рафаэля являлось изменение формы креста, заменой равноконечного на удлинённый.

Приемник Рафаэля, архитектор Петруци изучив досконально первоначальный проект зодчего Браманте, был воодушевлён его идеями и активно принялся к его усовершенствованию. Здесь мы и подошли к творчеству ещё одного “великого” художника и архитектора внёсшего весомый вклад в строительства собора Антонио да Сангалло.

Строительство базилики архитектором Сангалло

В 1536 году, после смерти Бальдассаре Перуцци, Антонио Сангалло был назначен архитектором по продолжению постройки собора Св. Петра.

Следует заметить, что к постройке собора Сангалло имел некоторое отношение еще раньше, в качестве помощника Рафаэля, возглавлявшего в известный период строительство.

Однако тогда, работая над собором, Сангалло не был самостоятелен. Теперь же перед зодчим открывались неограниченные творческие перспективы, и строительству собора он и посвятил последние десять лет своей жизни.

Зодчий приступил к работе с пересмотра самого проекта собора Св. Петра: его не удовлетворял вариант Перуцци.

Что касается плана, Сангалло снова приблизился к форме латинского креста, так как трактовку всех четырех крыльев собора равнозначными он считал неправильной.

Возврат к идее плана, напоминавшего очертания латинского креста, объясняется также и настойчивыми требованиями со стороны папы и духовенства, считавших необходимым включить в границы собора габариты старой базилики. Сангалло вынужден был считаться с такими требованиями.

Окончательный вариант собора Св. Петра, к которому пришел художник, увековечен в сделанной им модели, сохранившейся до настоящего времени. Этот вариант как бы подытоживает упорную работу, проделанную Сангалло.

Участие Микеланджело в строительстве собора


После смерти Сангалло его сменил Микеланджело Буонаротти. Флорентийскому художнику было уже за 70 лет, и он несколько раз отказывался от предложения поработать над проектом, пока папа Павел III не вынудил его принять его.

Микеланджело не очень понравилась работа его предшественника и решил снести несколько частей, которые были построены до его прихода. Мастер вернулся к первоначальному плану Браманте и спроектировал огромный купол (купол) как центральный элемент нового сооружения.

Максимальная высота купола составляет 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики-117,57 м, а внутренний диаметр-41,5 м. Также общий вес составляет 14 тысяч тонн

Микеланджело суждено было увидеть от своего творения несравненно больше, чем предыдущим зодчим, — под его руководством за восемнадцать лет строительства (1547—1564) было сделано больше, чем за многие десятилетия до него. К моменту смерти художника собор Св. Петра в основе был уже готов, за исключением куполов, возведенных позже по его же рисункам и моделям.

Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини


Проект перешел в руки Карло Мадерно в 1603 году, когда еще существовал аналог старой базилики.

Кроме того, было много людей, которые выступали против сноса старой базилики. Однако папа Павел V решил убрать старые стены, в то время как Мадерно расширил восточное крыло нового здания, покрыв таким образом поверхность старой церкви. Эта реконструкция привела к тому, что фасад был расположен гораздо дальше вперед.

Таким образом, чтобы соединить его с шедевром Микеланджело, Мадерно построил трехнефное сооружение.

Это главная причина, по которой новая базилика приобрела форму латинского креста.

Согласно проекту Микеланджело, купол располагался гораздо дальше от входа.

Фасад был слишком плоским, чтобы купол мог оставаться устойчивым, и его обрамляли две колокольни.

Кроме того, Бернини и Мадерно преуспели в строительстве башен, так как основная почва была слишком мягкой.

В 1626 году было начато строительство собора Святого Петра.

Базилика сегодня

Собор Святого Петра традиционно является местом паломничества для многих тысяч верующих и центром массового потока туристов.
Литургии возглавляет лично Папа Римский, которые проходят в течение всего года собирая аудиторию в 15 тысяч человек внутри собора и более 80 тысяч на самой площади Святого Петра.
Собор наделён статусом «Главной Базилики», который присвоен только четырем базиликам в мире.
Все они расположены в Риме.

Собор Святого Петра вид из площади перед собором (фото Егора Мызника)
Собор Святого Петра.unsplash.com(Егор Мызник)

Правый Неф

Неф – это часть храма, отведенная для пребывания верующих. Как правило вытянутой формы, отделенная от остальной части храма колоннами.


Пьета

Несомненно, Пьета Микеланджело является одной из главных особенностей Базилики Святого Петра.

Шедевр был создан, когда художнику было всего 24 года, и стал главной причиной, сделавшей его знаменитым.

Статуя была заказана для французского кардинала Жана де Биллереса. Он расположен в первой часовне с правой стороны базилики, сразу после того, как вы войдете в нее.

Пиета представляет тело Иисуса на коленях его матери Марии после распятия

Известная скульптура в Соборе  Святого Петра называемая Пьета Микеланджело  - фото
Пьета Микеланджело.

Памятник Льву XII

Памятник Льву XII был изготовлен Джузеппе Де Фабрисом в 1835-36 годах.

Он представляет Папу Римского, стоящего и передающего свое благословение Urbi et Orbi во время юбилея 1825 года. Кроме того, за статуей находятся головы четырех его кардиналов.

В Соборе Святого Петра среди сотен памятников находится и более поздние монументы такие как Памятник Льву XII (один из пап) - фото
Памятник Льву XII.

Часовня Святого Себастьяна

Часовня Святого Себастьяна — это проект Пьера Паоло Кристофари, который превратил картину Доменикино в мозаику и был директором Ватиканской мозаичной студии в 1743-1755 годах.

Кроме того, он работал над многими алтарями в Соборе Святого Петра.

Под алтарем покоятся останки Блаженного Иннокентия XI (1676-1689)

Часовня Святого Себастьяна (Chapel of St Sebastian) это изображение в Соборе Петра- картина
Часовня Святого Себастьяна.

Памятник Матильде Каносской

Монументальная гробница графини Матильды Каноссской была изготовлена Джаном Лоренцо Бернини и его мастерской (1046-1115), включает саркофаг, вырезанный с подачи императора Генриха IV папе Григорию VII в Каноссе, надпись, которую держат два ангела, и скульптуру Матильды.

Часовня Блаженного Причастия

Перед часовней Святого Причастия есть табличка:”только желающие помолиться могут войти». Она выставлена перед Скинией, спроектированной Бернини.

Статуя Святого Петра

У бронзовой статуи Святого Петра пальцы правой ноги стерты столетиями паломников и посетителей базилики, которые прикасаются и целуют ее.

Эта традиция восходит к средневековью, когда паломники молились святому Петру, прося открыть врата рая, если они умрут во время паломничества.

Статуя изображает его благословляющим и проповедующим с ключами от Царства Небесного в руках.

Ученые приписывают статую Арнольфо ди Камбио (13 век), но есть много историков, которые считают, что она относится к 5 веку. Интересно, что за статуей находится мозаика, которая кажется тонкой парчовой драпировкой.

Левый Неф

Гробница Папы Римского Александра VII

Гробница Фабио Киджи, Папы Александра VII, — шедевр Бернини. Он установлен в нише над дверным проемом в небольшой ризнице, но Бернини использовал дверной проем в символической манере. Папа Александр находится на его могиле. Гробницу поддерживают четыре женские фигуры, но только две из них полностью видны и воплощают милосердие и истину. Более того, стопа истины находится на глобусе мира, где ее Палец пронзен шипом протестантской Англии. Также здесь находится скелетообразная фигура Смерти, в правой руке которой находятся песочные часы.

Гробница Папы Римского Александра VII расположенная в Соборе Святого Петра) - фото
Гробница Папы Римского Александра VII.

Баптистерийная Часовня

Баптистерийная часовня была спроектирована Карло Фонтаной. Кроме того, здесь есть главный алтарь, выполненный по оригинальной картине Маратты (1698).

Великолепная позолоченная крышка находится на порфировом саркофаге. Считается, что он происходит от гробницы императора Адриана (Замок Святого Ангела)

Центр

В центральной части собора находятся четыре колонны, поддерживающие купол.

В проектировании этой части храма участвовал Микеланджело, согласно его проектам были построены многие архитектурные шедевры в числе которых и сам собор.
Внутри собор украшен большим количеством мозаичных картин, а в самом сердце базилики стены украшают работы Доменикино.
В этой части находится памятник Пию VII, выполненный некатолическим художником-Бертелем Торвальдсеном в 19 веке.
В Соборе Святого Петра есть Григорианская Капелла (Gregoriana Cappella), посвященная создателю григорианского календаря, которым мы пользуемся в наши дни.

Гробница Святого Петра

Гробница святого Петра находится под базиликой Святого Петра недалеко от западного конца комплекса мавзолеев, датируемых между 130 и 300 годами нашей эры. Людям с особым разрешением разрешается спускаться к гробнице и молиться как можно ближе к телу Святого Петра.

Статуи святых

В центре собора находятся четыре большие статуи святых, связанные с основными святынями базилики: Святая Елена держит истинный крест и святые гвозди.

Статуя была создана Андреа Больджи. Другая статуя изображает святого Лонгина, который держит копье, пронзившее бок Иисуса.

Это важное произведение искусства было создано Бернини в 1639 году.

На противоположной стороне находится святой Андрей с крестом, который был создан Франсуа Дюкесной.

Наконец, статуя Святой Вероники и ее покрывало с изображением лица Иисуса находятся в центральной части базилики и сделаны Франческо Моти.

Балдахин

В центре базилики, над алтарем, возвышается бронзовый балдахин (балдахин), спроектированный Бернини в эпоху барокко.

Как уже упоминалось выше, когда базилика была закончена, не было никакой связи между главным корпусом, спроектированным Мадерно, и куполом Микеланджело. Так что Бернини пришла в голову идея создать бальдаккино и поместить его прямо над могилой святого Петра.

Под балдахином находится главный алтарь церкви. Кроме того, проект был заказан Папой Урбаном VIII, и работы велись с 1623 года по 1634 год.

Форма балдахина представляет собой современный вариант традиционного сибориума в стиле барокко

Балдахин в Соборе Святого Петра (Baldachin) расположенный в центральной части - фото
Балдахин.

Царские врата

Святая дверь открывается в определенные “юбилейные годы”. Более того, тот, кто проходит через дверь, получает полную индульгенцию.

Не упустите возможность посетить Ватикан, когда он снова откроется в 2025 году!

Папские Мессы


Мессы с участием Папы Римского совершаются в Базилике Святого Петра, на площади Святого Петра или в обоих местах вместе.

Большая часть месс находится внутри базилики, которая имеет огромную вместимость и может вместить более 15.000 человек.

Святой Престол выпускает различные виды билетов: для кардиналов, губернаторов и дипломатов, епископов, священников, специальных гостей и общественных билетов.

Более того, для большинства массовых мероприятий вам нужно будет иметь билет. Вы можете получить его бесплатно прямо из швейцарский гвардеец на площади Святого Петра у “бронзовой двери” с 8 утра до 8 вечера (летнее время) и с 8 утра до 7 вечера (зимнее время).

дресс-код


Дресс-код в Базилике Святого Петра такой же, как и в любой церкви мира.

Вы должны прикрыть колени и плечи.

Кроме того, не приходите пьяными или не приносите алкоголь (вы можете взять с собой бутылку воды) и помните, что в церкви нельзя громко разговаривать.

Тот же дресс-код работает и с музей Ватикана.

Схема расположения монументов в Соборе Святого Петра

План Собора Святого Петра с указанием расположения памятников - фото
План Собора Святого Петра.

1 Фасад
2 Конная Статуя Карла
Великого 3 Портик (Атриум)
4 мозаика Навицеллы Джотто
5 Конная статуя Константина
6 дверь из Смерть
7 дверь добра и зла
8 Филаретская дверь
9 Дверь Таинств
10 Святая дверь (Porta Santa)
11 патио из Святой Григорий Просветитель
(Выход из гротов, Купольный киоск)
12 Часовня Крещения
13 Неф
14 Памятник Марии Клем. Собеский
(выход с крыши)
15 Памятник Стюартам
16 Памятник Бенедикту XV
17 Часовня представления (тело Пия X)
18 Памятник Иоанну XXIII
19 Памятник Святому Пию X
20 Памятник Иннокентию VIII
21 Алтарь Непорочного Зачатия
22 Капелла хора
23 Памятник Льву XI
24 Памятник Иннокентию XI
25 Алтарь Преображения Господня
(Тело Иннокентия XI)
26 Часовня Клементины
27 Памятник Пию VII
28 Алтарь Святого Григория Великого
29 Вход в ризницу и сокровищницу
(Список пап, похороненных в Соборе Святого Петра)
30 Памятник Пию VIII
31 Алтарь лжи
32 Статуя Святого Андрея Первозванного
(вход в здание Гроты)
33 Купол
34 Исповедь (гробница святого Петра)
35 Папский алтарь и Бальдаккино
36 Статуя Святой Вероники
37 Левый Трансепт (ежедневно масса)

38 Алтарь распятия Святого Петра
39 Алтарь Святого Иосифа
40 Алтарь Святого Фомы
41 Памятник Александру VII
42 Алтарь Святого Сердца

43 Алтарь Святого Петра исцеление калеки
44 Часовня Богоматери колонны
45 Алтарь Богоматери колонны
46 Алтарь Святого Льва Великого
47 Памятник Александру VIII
48 Трибуна
49 Памятник Павлу III
50 Собор Петри-алтарь кафедры
51 Памятник Урбану VIII
52 Памятник Клименту X
53 часовня Святых Михаила и Петрониллы
54 Алтарь Святой Петрониллы55 Алтарь Святого Михаила Архангела
56 Алтарь Святого Петра воскрешение Табиты
57 Алтарь Навицеллы
58 Памятник Клименту XIII
59 Статуя Святой Елены
60 Правый Трансепт (Исповедь здесь)
61 алтарь Святого Эразма
62 Алтарь Sts Processus & Martinian
63 Алтарь Святого Вацлава
64 Статуя святого Лонгина
65 Алтарь Василия Блаженного
66 Памятник Бенедикту XIV
67 купольный лифт
68 Бронзовая статуя Святого Петра
69 алтарь Святого Иеронима (тело Иоанна XXIII)
70 Григорианская Часовня
71 Алтарь Богоматери помощи

72 Памятник Григорию XVI
73 Памятник Григорию XIV
74 Памятник Григорию XIII
75 Часовня Святого Причастия
(только для молитвы)
76 алтарь Троицы
77 Памятник Матильде Каноссской
78 Памятник Иннокентию XII
79 алтарь Святого Франциска
80 Памятник Пию XII
81 Часовня Святого Себастьяна (тело Иоанна Павла II)
82 Памятник Пию XI
83 Памятник Кристине шведской
84 Памятник Льву XII
85 часовня мощей
86 Часовня Пиеты

Интересные факты о Базилике Святого Петра

  1. Нынешняя базилика на самом деле является второй, где старая Базилика Святого Петра была построена по приказу императора Константина I около 324 года нашей эры
  2. Внутри базилики находится более 100 гробниц
  3. Пьета Микеланджело, находящаяся внутри собора Святого Петра, является одним из величайших шедевров художника, сделавших его знаменитым
  4. Есть Святая дверь, которая открывается раз в 25 лет
  5. На вершине колоннады на площади Святого Петра расположены 140 статуй различных святых
  6. Внутри базилики находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века. Кроме того, существует традиция, чтобы люди целовали или терли одну из его ног, когда они проходят мимо
  7. Ежедневно Базилику Святого Петра посещают около 30.000 человек
  8. Один из наиболее известных, но очень важных фактов: Ватиканское городское государство – самое маленькое правительство в мире
  9. Фасад новой базилики был закончен в 1612 году по поручению Папы Павла V из семьи Боргезе
  10. Браманте пришла в голову идея построить греко-Крестовое сооружение, возвышающееся над большим центральным куполом, вместо классической латино-Крестовой Церкви с 5 нефами


Откройте для себя другие интересные факты во время нашего индивидуальная экскурсия в Ватикан на рассвете

Полезная информация

Как добраться до Собора Святого Петра

Собор Святого Петра расположен в Ватикане, к северу от центра Рима.

Если вы пользуетесь римской системой метро, вы можете выйти на Оттавиано (линия а), оттуда всего за десять минут можно дойти до Собора Святого Петра.

Большинство автобусов будут останавливаться в Ватикане, основные из них – 64, 62, 40 и 81. Дети до 10 лет путешествуют бесплатно на всех видах общественного транспорта.

Есть различные автобусы hop-on/hop-off, которые могут высадить вас в Ватикане, и вы можете сесть на автобус обратно позже.

Стоит иметь в виду, что по воскресеньям есть некоторые закрытия дорог, которые могут повлиять на ваше путешествие.

Прогулка до Собора Святого Петра в Риме также является вариантом; это займет всего 15-20 минут, чтобы дойти от центра Рима до Ватикана, и прогулка приятная.

Вы также можете принять участие в пешеходной экскурсии, которая будет полезна, чтобы помочь вам сориентироваться, если вы новичок в Риме.

Если вы едете на автомобиле, то ближайшей парковкой в Ватикане является подземная 5-этажная автостоянка Terminal Gianicolo.

Это в десяти минутах ходьбы от Собора Святого Петра. Такси не очень часто используются в Риме, и вы можете бороться, чтобы остановить его.

Возможно, стоит воспользоваться Uber, чтобы проверить стоимость проезда и заказать такси; это должно предотвратить взимание с вас слишком большой платы.

Ещё
Города Италии - фото
ТОП-17 Туристических Городов Италии