Пантеон в Риме - фото
Пантеон (Pantheon) в Риме.

Пантеон в Риме – языческий храм богов

Содержание статьи:

История строительства Пантеона

Пантеон (Pantheon) – наиболее хорошо сохранившееся здание из Древнего Рима, построенное в 125 году н. э. во времена правления Адриана.

Его великолепный купол является продолжительным свидетельством гениальности римских архитекторов, и поскольку здание стоит практически нетронутым, оно предоставляет уникальную возможность современному посетителю сделать шаг назад на 2000 лет и испытать славу, которой был Рим.

Для чего был построен Пантеон


Назначение храма точно не известно учёным, но многие представители науки склонны полагать что храм был построен как символ величия Рима и его императора.


Доподлинно не известно проводились ли в Пантеоне культы посвящение богам, и поэтому Пантеон, возможно, был задуман как место, где император мог бы публично появляться в обстановке, которая напоминала бы зрителям о его божественном статусе, равном с другими богами римского Пантеона и его обожествленными предшественниками.


Однако есть свидетельства римского писателя Плиния, дотированное 1-м веком н. э., утверждающие, что когда-то в Пантеоне были статуи Венеры (носящей жемчужину, некогда принадлежавшую Клеопатре), Марса и Юлия Цезаря.

Строительство Пантеона


Пантеон был построен на месте двух более ранних зданий, одно из которых было построено по заказу полководца Марка Випсания Агриппы (27-25 до н. э.), являвшегося зятем Гая Октавиана Августа.
Но в 80 году н. э. Пантеон был уничтожен огнём, а в 110 году н. э. храм был поражен молнией, вследствие чего повторно сгорел.
Третий Пантеон, вероятно, был начат в царствование Траяна (98-117 гг. н. э.), но не был окончательно завершен до 125 г. н. э., когда Адриан был императором, который часто созывал там Римский Сенат.
Именно эта версия до сих пор стоит в центре Рима.

Что спасло храм


После падения Западной Римской Империи Пантеон остался во владении византийских императоров.
Один из них пожертвовал храм папе Бонифацию IV в VII веке, который превратил его в христианскую церковь и посвятил ее святой Марии и всем мученикам.

По этой причине Пантеон никогда не разрушался, в отличие от большинства других нехристианских римских храмов.

Надписи на фасаде Пантеона

Следуя обычной практике Римской Империи, здание и памятники посвящались императорам и полководцам, и Пантеон здесь не исключение.
Это величественное здание было посвящено Марку Агриппе, о чём свидетельствует высеченная на фасаде:

M. AGRIPPA L. F. COS TERTIUM FECIT

(Это сделал Марк Агриппа, сын Луция, трехкратный консул).



Ниже основной надписи находится меньшая надпись, указывающая на реставрацию, выполненную Септимием Севером и Каракаллой в 202 году н. э., и гласит:


pantheum vetustate corruptum cum omni cultu restitutionunt

(с каждым уточнением они восстанавливали Пантеон, изношенный временем).


Крыльцо

Все здание стоит на основании высотой 1,3 метра, которое первоначально простиралось еще на 7 метров перед колоннадой.

Ступени из ну-мидийского желтого мрамора тянулись от внешних концов этого основания.
Здание состоит из двух основных частей – крыльца, который имеет классический греческий стиль, и круглого главного здания, возведённого в римском стиле и напоминает архитектуру больших римских бань.
Крыльцо имеет размеры 33,1 х 13,6 метра и представляет собой переднюю колоннаду из восьми коринфских колонн высотой 11,8 метра.
Крыльцо было облицовано белым Пентелическим мрамором и украшено рельефами, изображающими предметы, используемые в религиозных жертвоприношениях (такие как посуда, шкатулки и топоры), гирлянды и канделябры.
Внутренняя часть крыльца имеет размеры 34 х 20 метров и четыре розово-розовые колонны, образующие три прохода. Тротуар восстановлен, но отражает оригинальный дизайн с серыми гранитными прямоугольниками и кругами из белого мрамора.
Внутренняя часть крыльца также была отделана мрамором, но с тех пор он был утрачен, открыв кирпичную кладку.

Основная часть здания

Круглое здание построено из кирпича и бетона, но первоначально было облицовано белой мраморной штукатуркой, чтобы соответствовать крыльцу по внешнему виду.


Монолитные колонные валы выполнены из серого гранита Монс Клавдиан и Асуан с основанием и капителями из белого Пентелического мрамора.


Фронтон над колоннами сейчас пуст, но просверленные отверстия позволяют предположить, что первоначально там была какая-то эмблема, возможно, орел или венок, который был бы из позолоченной бронзы и символизировал Юпитер.

Купол


Пожалуй, самой примечательной особенностью Пантеона является неподдерживаемый бетонный купол – самый большой в своем роде в мире, который выглядит совсем как новый и наиболее ошеломляет, когда сверкает на солнце.


поверхность купола первоначально была покрыта листами бронзы, но они были сняты Констанцем II в 663 году н. э.


В САМОМ ВЕРХУ КУПОЛА НАХОДИТСЯ ОТВЕРСТИЕ В НЕБО (OCULUS) ДИАМЕТРОМ 8,8 МЕТРА.

Интерьер


Пантеон вполне может быть первым зданием классической архитектуры, где интерьер намеренно сделан так, чтобы затмить внешний вид.
Круглая часть здания или ротонды была зачарована двумя бронзовыми дверями размером 12 х 7,5 метров (те, что сегодня являются древними, но не оригинальными).
Диаметр ротонды составляет 43,2 метра, что в точности соответствует максимальной высоте купола, который сам по себе является идеальной полусферой.
В самом верху купола находится отверстие в небо (oculus) диаметром 8,8 метра, украшенное декоративным бронзовым листовым фризом.
Купол сделан из легкой смеси туфа и скории (разновидность пемзы) бетона (caementa), а его внутренняя часть дополнительно освещена пятью кольцами из 28 сундуков, которые уменьшаются в размерах по мере их подъема к центру купола.
Возможно, первоначально они были покрыты бронзовыми листами.

Бронзовые двери Пантеона, весит более 20 тонн.

Дыра в верхней части Пантеона

Стена ротонды имеет толщину 6 метров и семь альковов, которые могут быть полукруглыми (3 алькова) и прямоугольными (4 алькова).
Альков напротив двери самый впечатляющий и достигает потолка.
Он украшен декоративным красным порфировым фризом и карнизом, а по бокам-двумя колоннами из Коринфского мрамора фригийского пурпура.
Каждый из других альковов имеет две мраморные колонны фригийского пурпура (полукруглый) или нумидийского желтого цвета (прямоугольный).
В каждом алькове было также по три ниши для статуй и маленькое окошко с еще семью окнами, расположенными вокруг стен ротонды.
Мостовая оригинальная и состоит из квадратного узора с использованием серого гранита, красного порфира, нумидийского желтого и фригийского пурпурного мрамора.

Водостоки на полу Пантеона также являются гениальными инженерными сооружениями, позволяющими довольно эффективно отводить дождевую воду даже сегодня.


Кроме того, в 1626 году Папа Урбан VIII снял все бронзовые балки с крыши крыльца и переделал металл в 80 канонов для городского замка Святого Ангела.
Также в Истории этого уникального архитектурного сооружения оставил свои вклад и Наполеон, который хотел демонтировать здание и перевести его в Париж.
Но позже эта идея было отклонена по причине невозможности осуществления задусанного.

Крыша


Наличие этих балок говорит о том, что крыша крыльца изначально была выложена тяжелой мраморной плиткой.
Несмотря на эти изменения, Пантеон является одним из наиболее хорошо сохранившихся древних памятников в мире, и он по-прежнему имеет важную функцию и статус сегодня, поскольку в нем находятся гробницы итальянской монархии 1870-1946 годов н. э. и еще одна примечательная гробница Рафаэля (1483-1520 годов н. э.).


Новейшая история


Пантеон, как и все древние памятники, пережил свою пеструю историю.
Тем не менее, здание сохранилось замечательно хорошо, вероятно, потому, что относительно рано в своей истории оно было преобразовано в церковь Святой Марии мучеников в 608 году н. э.
В 1270 году к крыше крыльца была пристроена колокольня, которую позже убрали.
Кроме того, в Средние века была повреждена левая сторона крыльца, что потребовало замены трех колонн.
Первый появился на вилле Домициана в Кастель гандольфо и был добавлен в 1626 году н. э.
Две другие колонны были построены в банях Нерона и добавлены в 1666 году н. э.
Однако эти пристройки были розово-розового цвета, в то время как первоначально передние восемь колонн крыльца были все серыми, и только внутренние четыре были розовыми Асуанскими.